На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

smi.today

4 592 подписчика

Свежие комментарии

  • Людмила Боченкова
    Украина в меморандуме просит на 30 дней прекратить огонь  чтобы они  смогли спокойно  переворужились! чтобы западное ...NYT узнала содерж...
  • Zоя Аниканова
    Низкий вам поклон дорогие наши защитники🌹 за ваш нелегкий и опасный труд 💝💝💝💝💝Командир дивизии ...
  • Ирина Петрова
    Демократия,а есть ли она вообще???О чём много говорят того нет..Глава Гагаузии мо...

Ученые ПНИПУ узнали, как продлить жизнь авиационным деталям из титана

Способ делать прочнее авиационные конструкции из титана, напечатанные аддитивным методом 3D-печати, нашли исследователи Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ), 22 мая сообщила пресс-служба вуза. В настоящее время 3D-печать металлами активно применяется для создания и ремонта сложных изделий, например таких, как завихрители камеры сгорания авиационных двигателей.

Технология аддитивного наплавления ускоряет процесс создания сложной детали, снижает затраты, количество отходов и риск возникновения брака, делая производство новых деталей дешевле и удобнее, чем традиционные методы. Такое производство распространено в авиации, автомобилестроении и энергетике. Там особенно широко в 3D-печати используют титановый сплав ВТ6, изготавливая из него лопатки турбин, элементы двигателей, облегченные кронштейны и элементы крепления, детали фюзеляжей и шасси, компоненты выхлопных систем, теплообменники и др. Однако эта технология не исключает появления дефектов внутренней структуры изделия. Из-за постоянных нагрузок возникает усталость и постепенное разрушение материала, и напечатанные металлом детали выходят из строя. Поиском решения проблемы занялись ученые Пермского Политеха. Младший научный сотрудник Центра экспериментальной механики ПНИПУ Александр Паньков пояснил: «При такой методике изготовления есть свои недостатки: в изделиях могут быть дефекты (поры, неравномерная структура), из-за чего материал становится менее прочным. В результате такие детали часто выходят из строя из-за усталости металла. Особенно уязвимы места с концентраторами напряжений — например вырезы или отверстия в местах крепежей для болтов, клепок и так далее».
Срок службы авиационных и космических конструкций значительно сокращается в случае даже небольших дефектов на их поверхности. Поэтому существует необходимость в получении данных, как эти слабые места влияют на конечное состояние важных деталей. Чтобы получить такие данные, ученые Пермского Политеха провели серию экспериментов с образцами титанового сплава ВТ6, напечатанными на 3D-принтере. Из изготовленных ими на 3D-принтере заготовок они вырезали образцы в трех направлениях относительно слоев печати: вдоль, поперек и под углом 45°. После чего испытали их на прочность, имитируя реальные нагрузки на детали в авиации и космонавтике. Исследователи сравнили эти показатели у полированных и необработанных образцов, а также варианты с односторонними и двусторонними вырезами, в которых «скапливаются» напряжения. Оказалось, что высокие нагрузки порядка 750 МПа оказывали практически одинаковое воздействие на полированные и шероховатые образцы. Разрушение у них начиналось у выреза в образце независимо от полирования. Однако при низких, около 250 МПа, нагрузках обработанные образцы выдерживали в 2–3 раза больше циклов. «Для промышленности всё это означает, что полировка оправдана не всегда — если деталь работает под высокой нагрузкой и проходит регулярные проверки, можно сэкономить на обработке», — отметил старший научный сотрудник Центра экспериментальной механики, доцент кафедры «Экспериментальная механика и конструкционное материаловедение» ПНИПУ кандидат технических наук Артем Ильиных. Также эксперименты показали, что образцы, вырезанные вертикально относительно слоев печати, оказались прочнее, чем поперечно и под углом 45°. Что указывает на необходимость проектировать детали с отверстиями/переходами с учетом направления печати. Так, например, авиационная конструкция с охлаждающими каналами (двухсторонними отверстиями) будет менее долговечной, чем цельная, без вырезов, но компенсировать это можно за счет ориентации, напечатав эту деталь в вертикальном направлении. Результаты проведенного учеными Пермского Политеха численно-экспериментального исследования циклической долговечности титанового сплава, полученного методом аддитивной печати, были представлены в статье «Малоцикловая усталость аддитивного титанового сплава в условиях концентрации напряжений», опубликованной в журнале «Вестник ПНИПУ. Аэрокосмическая техника» № 80 за 2025 год. Полученные исследователями данные помогут проектировщикам повысить прочность 3D-печатных титановых деталей для авиадвигателей, предотвратив тем самым частые поломки в ответственных узлах, подвергающихся многократным нагрузкам. Это значительно сократит затраты на прототипирование и изготовление новых деталей, а также снизит в ряде случаев производственные затраты на полировку. Ученые ПНИПУ планируют проведение дальнейших испытаний предложенного метода уже на реальных деталях аэрокосмической техники. glavno.smi.today

 

Ссылка на первоисточник
наверх